ЛЕНГВИЗДИКА

Плутарх

Изречения царей и полководцев

Перевод: М. Л. Гаспаров.

Воспроизведено по изданию: Плутарх. Изречения царей и полководцев / Плутарх. Застольные беседы.[Приложение]. - Л.: Наука, 1990. - С. 340-386.

172 В Плутарх императору Траяну желает благополучия.

Рассказывают нам, о великий государь Цезарь Траян, будто персидский царь Артаксеркс, полагая, что царственность и человеколюбие требуют не только дарить великие дары, но и благосклонно и милостливо принимать малые, однажды в дороге встретил простого мужика, и тот, так как у него ничего не было для царя, зачерпнул ладонями воды из реки и поднёс ему, а царь принял этот подарок с радостью и приветил его улыбкою, отвечая благодарностью не на пользу подарка, а на доброе

С намерение дарящего. А Ликург у себя в Спарте нарочно устроил жертвоприношения как можно более простые, чтобы граждане могли всегда с готовностью и без труда чтить богов тем, что у них есть. Вот и я с такою мыслью подношу тебе как ничтожный дружеский дар эти общедоступные начатки философического урожая, чтобы ты в этих заметках увидел моё доброе намеренье, а быть может, и пользу, если что-нибудь здесь послужит

D к пониманию нравов и наклонностей владык, выражаемых лучше их словами, чем делами. В самом деле, хоть у меня и есть сочинение о жизни славнейших римских и эллинских владык, законодателей и царей, но ведь из дел их многие совершены не без вмешательства случая, тогда как словесные из высказывания и изречения в сопоставлении с их делами, испытаниями и превратностями позволяют ясно, как в зеркале, наблюдать строй мысли каждого из них. Так, перс Сирамн, когда окружающие удивлялись, что слова его разумны, а дела неудачны, сказал им, что в словах своих он властен, а в делах его властны судьба и великий царь.

Е другой моей книге изречения героев и их дела изложены рядом, и благосклонному слуху нужно время, чтобы разобраться в них; а здесь все высказывания представлены отдельно и совокупно, как истоки и образчики их образа жизни, и поэтому я думаю, что не заставлю тебя тратить время и ты сможешь быстро обозреть многих мужей, показавших себя достойными памяти.

1. Кир.

1. Персы любят орлиные носы и считают их самыми красивыми - это потому, что Кир, самый любимый из их царей, был с орлиным носом.

2. Кир говорил: кто не хочет сам себе добра, того следует понуждать делать добро другим; а быть правителем недостоин тот, кто сам не лучше управляемых.

3. Когда персы хотели сменить свой горный каменистый край на иной,

F равнинный и мягкий, Кир этого не позволил, сказав: как семена растений, так и нравы людей бываю таковы, какова их земля.

2. Дарий.

1. Дарий, отец Ксеркса, говорил в похвалу себе, что в битвах и перед лицом опасности он становится только разумнее.

173 2. Назначая подданным подати, он послал за начальниками всех областей и спросил, не тяжелы ли у них подати; те заверили, что не более чем умеренны; и тогда Дарий распорядился с каждого убавить подать вдвое.

3. Когда он взрезал гранатовое яблоко и кто-то спросил его, чего бы он хотел иметь столько, сколько зёрен в этом яблоке, он ответил: "Столько Зопиров!" - ибо Зопир этот был достойнейший муж и друг.

4. Это тот самый Зопир, который сам себя изувечил, отрезавши себе нос и уши, обманул этим вавилонян, вошёл к ним в доверие и предал их город Дарию, - но Дарий не раз говорил, что лучше бы отдал сто Вавилонов, чтобы иметь Зопира невредимым.

3. Семирамида.

Семирамида, выстроивши себе гробницу, написала на ней так: "Кому из

В царей будет нужда в деньгах, тот пусть разорит эту гробницу и возьмёт, сколько надобно". И вот Дарий разорил гробницу, но денег не нашёл, а нашёл другую надпись, так гласившую: "Дурной ты человек и до денег жадный, - иначе не стал бы ты тревожить мёртвых".

4. Ксеркс.

1. Ксеркс, сын Дария, спорил за власть с братом своим Ариаменом, вышедшим на него из Бактрианы. И вот Ксеркс послал ему подарки, а посланным велел сказать так: "Этими дарами воздаёт тебе честь брат твой Ксеркс; а если будет он провозглашён царём, то из всех ты станешь

С при нём наибольшим". И когда Ксеркс подлинно был провозглашён царём, то Ариамен тотчас перед ним простёрся и возложил на него диадему, а Ксеркс его поставил над персами вторым после себя.

2. Прогневавшись на взбунтовавшихся вавилонян, Ксеркс, одолев их мятеж, распорядился о том, чтобы более у них не было при себе оружия, а были пляски, и дудки, и попойки, и блуд, и складчатые одежды.

3. Когда принесли ему аттические сухие винные ягоды, он сказал, что не будет есть их, купленные за деньги, а будет лишь тогда, когда завладеет рождающей их землёй.

4. Эллинским соглядатаям, схваченным в его стане, он не сделал зла, а приказал безопасно обойти и обозреть всё его воинство и с тем отпустил.

5. Артаксеркс.

D 1. Артаксеркс, сын Ксеркса, прозванный длинноруким, потому что одна его рука была длиннее другой, говорил, что царское дело не в том, чтобы брать, а в том, чтобы давать.

2. Он первый дозволил тем, кто с ним охотился, нападать на зверя раньше, чем он сам, если будет к тому желание и возможность.

3. Он первый распорядился, чтобы в наказание за проступок какого-нибудь вельможи не бичевать тело и вырывать волосы виновному, а бичевать сброшенное им платье и вырывать нити из снятой с него тиары.

4. Спальник Сатибарзан просил его об одном неправом деле. Узнавши,

Е что за просьбу эту он взял 30000 дариков, Артаксеркс приказал принести 30000 дариков из казны, дал ему и сказал: "Возьми, Сатибарзан! дав их тебе, я не стану беден, а сделав, о чём ты просишь, стану несправедлив".

6. Кир Младший.

Кир Младший, приглашая лакедемонян быть ему союзниками, сказал, что духом он твёрже, чем брат, вина несмешанного пьёт больше, чем брат, а пьянеет от вина меньше; и что как на охоте брат его едва держится на

F коне, так и в беде - на троне. А приглашая присылать ему воинов, он обещал, что пешим даст коней, конным - колесницы, имеющим землю даст деревни, а имеющих деревни поставит над городами; серебра же и золота получат они от него не счётом, а мерою.

7. Артаксеркс Мнемон.

1. Артаксеркс Мнемон, брат его, не только до себя допускал беспрепятственно всякого встречного, но и жене своей приказал в повозке её снять занавеси, чтобы к ней могли обращаться в пути все нуждающиеся.

2. Когда один бедняк поднёс ему небывалой величины яблоко, он принял

174 его ласково и сказал: "Клянусь Митрою, мне думается, что если этому человеку вверить город, то и его он из малого сделает большим".

3. Однажды в бегстве, лишаясь всего, что с ним было, он поел сухих смокв и ячменного хлеба и молвил: "Какой сладости не доводилось мне знать!".

8. Парисатида.

Парисатида, мать Кира и Артаксеркса, говорила, что если кто хочет вольно говорить с царём, тому надобны шёлковые слова.

9. Оронт.

В Оронт, зять царя Артаксеркса, навлекши его гнев и будучи наказан бесчестием, сказал так: "Как в ручном счёте пальцы могут означать то единицы, то тысячи, так и царские друзья могут оказываться то всем, то ничем".

10. Мемнон.

Мемнон, воевавший за царя Дария против Александра, услыхав, как один наёмник много бранил и порочил Александра, ударил его копьём и сказал: "Я тебе плачу за то, чтобы ты не бранился, а бился против Александра!".

11. Цари египетские.

С Цари египетские имеют обычай с назначаемых судей брать присягу, что даже если царь предпишет им неправый приговор, они его не вынесут.

12. Полтис.

Полтис, царь фракийский, к которому во время Троянской войны пришли посольства сразу от троян и от ахеян, предложил Александру отдать Елену и принять за это от него не одну, а целых двух красавиц.

13. Терей.

D Терей, отец Ситалка, говорил, что когда он не воюет, а живёт в праздности, то кажется себе не лучше простого конюха.

14. Котис.

1. Котис человеку, подарившему ему барса, подарил в ответ льва.

2. От природы он был гневлив и жестоко наказывал за оплошности тех, кто ему прислуживал. И вот, когда один гость преподнёс ему глиняные вазы, лёгкие и хрупкие, с очень искусными и похожими изображениями, как выпуклыми, так и вогнутыми, то гостя он одарил, а все вазы разбил вдребезги, объяснив: "Чтобы от гнева не наказать слишком жестоко тех, кто разобьёт их".

15. Иданфирс.

Е Иданфирс, царь скифов, на которого шёл Дарий, посоветовал ионийским тиранам разрушить за царём мост через Истр и разойтись восвояси; а когда те не пожелали, сохраняя верность Дарию, то обозвал их рабами, благонравными и к бегству неспособными.

16. Антей.

1. Антей написал царю Филиппу так: "Ты владычествуешь над македонянами, привычными воевать с людьми, а я над скифами, умеющими бороться с голодом и жаждой".

2. Чистя скребницею коня, он спросил послов Филиппа, делает ли так Филипп; а когда они ответили "Нет", - то сказал: "Как же может он идти на меня войною?".

3. Взявши в плен знаменитого флейтиста Исмения, он велел ему сыграть

F на флейте; но когда все пришли в восторг, то сказал: "Клянусь, ржание коня для меня приятнее!".

17. Скилур.

Скилур, у которого было 80 сыновей, предложил им, умирая, связку стрел, чтобы каждый попробовал её сломать; но все отказались. Тогда он, вынимая стрелы по одной, переломил их все без труда и сказал в поучение, что все они будут сильны, пока стоят заодно, и станут бессильны, как только разрознятся и поссорятся.

18. Гелон-тиран.

175 1. Гелон-тиран, победив карфагенян при Гимере, при заключении мира заставил их вписать в его условия обязательство, что они не будут больше приносить детей в жертву Кроносу.

2. Сиракузян он не раз выводил, как на войну, на посев полей, чтобы и земля делалась лучше от возделывания, и люди не делались хуже от праздности.

3. Однажды он требовал денег у граждан, а когда те стали роптать, сказал, что берёт с возвратом, - и возвратил по окончании войны.

В 4. Однажды на пиру, когда по кругу передавали лиру и все подряд играли на ней и пели песни, он велел привести коня и вскочил на него легко и ловко.

19. Гиерон.

1. Гиерон, который был тираном после Гелона, говорил, что ничья свободная речь не бывала перед ним неуместна.

2. Он полагал, что одинаково дурно делает и тот, кто разглашает тайну, и тот, кто его слушает, потому что нам ненавистен не только тот, кто говорит, но и тот, кто слышит то, что нам неугодно.

3. Кто-то попрекнул его дурным запахом изо рта, и он стал корить жену, что она ему никогда об этом не говорила; но жена сказала: "Это потому, что я думала, что такой же запах у всех мужчин".

С 4. Ксенофану Колофонскому, пожаловувшемося, что ему трудно кормить двух рабов, он сказал: "А как же Гомер, над которым ты насмехаешься, и мёртвый кормит многие тысячи?".

5. Эпихарма, сочинителя комедий, он наказал за то, что тот сказал перед женою ей нечто неположенное.

20. Дионисий Старший.

1. Дионисий Старший, когда в народном собрании азбучным жребием определялся порядок выступающих, получил букву Г; ему сказали: "Глупцом окажешься, Дионисий!" - "Нет, - возразил он, - государём!". И действительно, тотчас после его выступления сиракузяне выбрали его стратегом.

D 2. В самом начале его правления он был осаждён восставшими против него гражданами, и друзья советовали ему сложить власть, если он не хочет умереть насильственной смертью; но он, посмотрев, как быстро падает бык под ударом мясника, сказал: "Не стыдно ли мне, убоявшись столь краткой смерти, отказаться от долгой власти?".

3. Узнавши, что сын его, которому он намеревался оставить власть, совратил жену свободного человека, он гневно спросил сына: "Разве ты за мною знаешь что-либо подобное?". Юноша ответил: "Но у тебя не было

Е отца-тирана". - "А у тебя, коли ты не перестанешь, - сказал Дионисий, - не будет сына-тирана".

4. В другой раз, придя к нему и увидев много золотых и серебряных сосудов, он воскликнул: "Не получится из тебя тирана! столько застольного добра получил ты от меня, и за всё это не приобрёл ни единого друга!".

5. Он наложил на сиракузян побор; они плакались, взывали к нему и уверяли, что у них ничего нет. Видя это, он приказал взять с них и второй побор, и третий. Но когда, потребовав ещё большего, он услышал, что сиракузяне над ним смеются и издеваются у всех на виду, то приказал прекратить побор: "Коли мы им уж смешны, - сказал он, - стало быть, у них и впрямь ничего больше нет".

F 6. Когда мать его, будучи уже в преклонном возрасте, пожелала снова выйти замуж, он сказал, что законы государства переделать он в силах, но законы природы - никак.

7. Сурово наказывая всех преступников, он был мягок только к уличным грабителям, потому что хотел, чтобы сиракузяне перестали ходить друг к другу на ужины и попойки.

8. Один приезжий предложил сообщить ему наедине, какое есть средство раскрывать заговоры. Дионисий призвал его к себе и приказал

176 говорить. Тот сказал: "Дай мне талант, и люди подумают, что я и вправду открыл тебе, как узнавать заговорщиков". Дионисий дал ему талант, сделал вид, будто узнал всё, что хотел, и был в восторге от хитрости собеседника.

9. На вопрос, есть ли у него свободное время, он ответил: "Нет, и никогда пусть не будет!".

10. Прослышав, что двое юношей за вином говорили много дурных слов про него и тираническую власть, он позвал обоих к себе на ужин. Здесь он увидел, что один из них много пил и много болтал, а другой пил

В мало и осмотрительно. Первого он отпустил, рассудив, что к пьянству он склонен от природы, а к злословию от пьянства, второго же казнил как человека неблагонадёжного и умышляющего враждебное.

11. Его укоряли, что он чествует и выдвигает одного человека, дурного и всеми нелюбимого. Он ответил: "Я хочу, чтоб хоть кого-то люди ненавидели больше, чем меня".

12. Коринфские послы, которым он предложил подарки, отказались от них, сославшись на закон о том, чтобы послам не принимать подарков от правителей; Дионисий сказал: "Нехорошо вы делаете, что лишаете тиранов единственного, что они могут сделать хорошего, и показываете людям, что от тирана и добро опасно".

13. Прослышав, что у одного горожанина в доме зарыты деньги, он

С велел принести их себе. Но владелец утаил немного этих денег, бежал в другой город и там купил себе на них землю. Тогда Дионисий послал и предложил ему теперь, когда он пустил богатство в ход и не оставит больше втуне, взять назад и все остальные деньги.

21. Дионисий Младший.

1. Дионисий Младший говорил, что кормит стольких софистов не потому, что восхищается ими, а для того, чтобы они восхищались им.

2. Диалектик Поликсен сказал, что победил его в споре. "Спор спором,

D - ответил Дионисий, - а я победил тебя делом: заставил бросить твои дела и служить мне и моим".

3. Будучи низвергнут, он на вопрос, чем помогли ему философы и Платон, ответил: "Тем, что я теперь без труда переношу такую перемену судьбы".

4. На вопрос, как это отец его из людей простых и бедных стал властителем Сиракуз, а сам он, владея властью от отца-тирана, потерял её, он ответил так: "Отец мой пришёл к власти, когда гражданам опостылела демократия, а я - когда им завидна стала тирания".

5. Другому на тот же вопрос он ответил: "Отец оставил мне свою власть,

Е но не своё счастье".

22. Агафокл.

1. Агафокл был сыном горшечника, а сделавшись хозяином Сицилии и провозглашённый царём, он стал на пирах выставлять глиняные чаши рядом с золотыми и, показывая на них юношам, объяснять, что когда-то он делал вот такие горшки, а теперь делает то, что он делает, и всё это лишь благодаря усердию и мужеству.

2. Когда он осаждал один город, со стены ему кричали: "Эй, горшечник, чем заплатишь своим наёмникам?" - а он, улыбаясь, отвечал без обиды: "Дайте только город взять!". А взявши город приступом, он продал

F жителей в рабство и сказал: "Бранили вы меня, но расчёт у меня будет с вашими хозяевами".

3. Жители Итаки жаловались, что его моряки, прибитые к их острову, увели их скот. Он ответил: "А ваш царь [Одиссей] когда к нам попал, то не только овец забрал, а ещё и пастуху глаз выколол, прежде чем уехать!".

23. Дион.

Дион, низвергши Дионисия, узнал, что против него затеял заговор Каллипп, которому он доверял больше всех из друзей ближних

177 и дальних, но Дион не стал его изобличать, а сказал: "Лучше умереть, чем жить в страхе не только перед врагами, но и перед друзьями!".

24. Архелай.

1. Архелай на пиру, когда один из лучших его застольников попросил у него золотую чашу, велел рабу поднести её Еврипиду; а в ответ на удивление просившего сказал: "Тебе пристало просить, а Еврипиду - получать без просьбы".

2. Болтливому цирюльнику на вопрос, как его постричь, он сказал: "Молча!".

3. Однажды на пиру Еврипид стал обнимать и ласкать красавца Агафона, хотя у того пробивалась уже борода. "Не удивляйтесь, - сказал

В Архелай друзьям, - у прекрасного и осень прекрасна".

4. Кифарист Тимофей надеялся получить от него много, а получил мало и явно был недоволен. Однажды, заведя свой запев: "В серебре землеродном - слава твоя…", он знаком указал на Архелая; тот ответил: "А просьба - твоя".

5. Кто-то окатил его водою, и друзья побуждали его расправиться с обидчиком. "Так ведь это не меня он обливал, - сказал Архелай, - а того, с кем он меня спутал!".

25. Филипп.

С 1. Филипп, отец Александра, по словам Феофраста, был не только [велик] среди царей, но и в превратностях судьбы и по характеру своему был лучше и умереннее.

2. Он говорил, что завидует афинянам: они каждый год на выборах находят себе целых десять полководцев, а он за много лет нашёл себе только одного - Пармениона.

3. Когда ему в один день доложили сразу о многих счастливых удачах, он воскликнул: "Пошли мне судьба за всё это доброе немного и недоброго".

4. Когда он победил эллинов, ему советовали поставить по эллинским

D городам сторожевые отряды, но он ответил: "Лучше мне долгое время слыть добрым, чем недолгое - притеснителем".

5. Друзья советовали ему прогнать от себя одного клеветника. "Не сделаю этого, - сказал Филипп, - чтобы он не пошёл клеветать на меня ещё шире".

6. Скимиф наговаривал, что Никанор всё время дурно говорит о Филиппе, и царские друзья уже советовали его отстранить и наказать. "Но ведь Никанор - не худший человек из македонян! - сказал царь, - Посмотрим лучше, не имеет ли он чего против нас". А узнав, что Никанор без его царской заботы жестоко страдает от бедности, он распорядился оделить

Е его подарками, и тотчас Скимиф заговорил, что Никанор о царе изливает пред всеми неслыханные похвалы. "Вот видите, - сказал Филипп, - слышать о себе хорошее или дурное зависит от нас самих".

7. Он говорил, что обязан благодарностью афинским демагогам за то, что они своими поношениями делают его лучше и умом и нравом, - "потому что я и словами и делами стараюсь показать, что они - обманщики".

F 8. Всех афинян, взятых при Херонее, он отпустил без выкупа, а когда они стали, жалуясь на македонян, требовать от него вдобавок свои плащи и одеяла, то сказал со смехом: "Афиняне, кажется, думают, будто это они проиграли нам партию в кости!"

9. На войне у него перебило ключицу, и лечивший его врач всякий день перед ним попрошайничал. "Бери всё, что хочешь, - сказал Филипп, - ключик в твоих руках!".

10. Были два брата, Амфотер ("Оба") и Гекатер ("Двое"), и Гекатер был умный и дельный, а Амфотер бестолковый и глупый. Филипп сказал: "Гекатер-то и есть Оба, а Амфотер - Ниодин".

178 11. Ему советовали расправиться с афинянами - он отвечал: "Не глупо ли советовать, чтобы человек, который всё делает и терпит во имя славы, сам себя лишил зрителей этой славы?".

12. Когда ему случилось быть судьёй между двумя негодяями, он одного осудил бежать из Македонии, а другого - его преследовать.

13. Собравшись сделать стоянку в красивом месте, но вдруг узнав, что там нет травы для ручного скота, он сказал: "Вот наша жизни: живём так, чтобы ослам было по вкусу!"

В 14. Когда он хотел взять одно хорошо укреплённое место, а лазутчики доложили, будто оно отовсюду труднодоступно и необозримо, он спроси: "Так ли уж труднодоступно, чтобы не прошёл и осёл с грузом золота?".

15. Товарищи Ласфена Олинфийского жаловались и возмущались, что кто-то из друзей Филиппа обзывает их предателями. Филипп сказал: "Македоняне - народ тёмный и грубый, они так и зовут корыто корытом".

16. Сыну он советовал быть с македонянами ласковым, чтобы войти у них в силу, и даже если царём у них будет другой, то славиться добротою.

17. Вельможам в городах он советовал заводить себе друзей и среди хороших людей и среди

С дурных, чтобы одними пользоваться, а других делать негодными к пользованию.

18. Фиванцу Филону, который в бытность его заложником в Фивах был ему благодетелем и гостеприимцем, но потом не желал принимать от него никакого дара, он сказал: "Не лишай меня непобедимости - не превосходи меня добротою и щедростью!".

19. Захвативши много пленников, он продал их в рабство и не замечал, восседая, что у него непристойным образом вздёрнулся хитон. Один из пленников крикнул: "Пощади меня, Филипп, - я друг твоего дома!". "Каким это образом, - спросил Филипп, - и через кого?". "Дай подойти поближе и скажу", - ответил тот. И, подойдя, сказал:

D "Одёрни рубаху, а то неприглядно ты сидишь!". "Отпустите его, - сказал Филипп, - он и впрямь мой доброжелатель и друг, мне неведомый".

20. Однажды в пути гостеприимец пригласил его на угощенье, а он позвал с собой много друзей, и хозяин испугался, что у него не хватит на всех еды. Увидев это, Филипп посоветовал каждому оставить в животе место для пирогов; и друзья, поверив ему, в ожидании пирогов ели нежадно, так что еды на всех хватило.

Е 21. Он не скрывал горя, когда умер Гиппарх Евбейский. Ему сказали: "Но разве он недостаточно пожил?". "Для себя - да, - сказал Филипп, - а для меня - нет, потому что я не успел при жизни отблагодарить его достойным образом за всю его дружбу".

22. Узнав, что Александр попрекает его за побочных детей от разных женщин, он сказал: "Это чтобы ты, видя стольких соискателей царства, стал хорош и добр и был обязан властью не мне, а себе самому".

23. Он велел Александру учиться у Аристотеля и заниматься философией: "Тогда, - сказал он, - ты не сделаешь того, что делывал я и в чём раскаиваюсь".

24. Одного из друзей Антипатра он назначил судьёй, но узнав, что тот красит бороду и волосы, сместил его, сказав: "На кого нельзя положиться в цвете волос, на того нельзя положиться и в делах".

25. Правя суд над человеком по имени Махет, он задремал, не прислушался к оправданиям и вынес осудительный приговор. Махет стал громко звать на помощь судью. "Какого это?" - спросил рассерженный Филипп.

179 "Да тебя самого, государь, - ответил Махет, - когда ты проснёшься и станешь слушать внимательно. Тут Филипп очнулся, пришёл в себя и понял, что осудил Махета несправедливо, однако приговора не отменил, но сам выплатил наложенную на осуждённого пеню.

26. Когда Кратет попал в суд за неправые дела и Гарпал, его родственник и друг, просил Филиппа принять пеню за друга, но избавить его от суда, чтобы о нём не говорили дурного, Филипп ответил: "Пусть лучше говорят дурное о нём, чем из-за него - о нас!".

27. Когда его друзья возмущались, что на Олимпийских играх его освистали пелопоннесцы, с которыми он так хорошо обошёлся, он сказал: "Что же было бы, если бы я с ними дурно обошёлся?".

В 28. Однажды в походе он долго спал, а, проснувшись, сказал: "Я спал спокойно, зная, что Антипатр не спит!".

29. В другой раз он спал днём, собравшиеся у дверей его эллины звали его и бранились. "Нечего удивляться, что он спит, - сказал Парменион, - зато, когда вы спите, он бодрствует".

30. Однажды на пиру он стал попрекать музыканта и говорить ему, как надо ударять по струнам. Тот сказал в ответ: "Пусть не случится тебе, царь, знать это лучше, чем я!".

31. Когда он был в ссоре с женою своей Олимпиадою и с сыном, к нему

С пришёл Демарат-коринфянин, и царь спросил, как ладят друг с другом эллины? Демарат ответил: "Не об эллинах бы тебе заботиться, когда у тебя такие нелады в собственном доме!". И царь, собравшись с духом, укротил свой нрав и помирился со своими.

32. Одна нищая старушка часто докучала ему просьбами рассудить её, и он ей сказал: "У меня нет времени", а она крикнула: "Тогда нечего быть царём!". И он, подивясь таким словам, с тех пор рассуждал на месте не только её, но и всех других.

26. Александр.

D 1. Александр, когда был маленьким, не радовался успехам Филиппа и говорил мальчикам-товарищам: "Отец мне ничего не оставит". Те отвечали: "Но он ведь для тебя всё и добывает!". "Что толку, - сказал Александр, - если у меня будет много добра и мало дела!".

2. Он быстро бегал, и отец предложил ему выступить среди бегунов в Олимпии. "Ладно, - сказал Александр, - если соперниками будут цари".

3. Ему привели на ночь женщину; дело было поздним вечером, и он

E спросил: "Отчего так поздно?". Она сказала: "Я ждала, пока заснёт муж". И Александр строго наказал рабов за то, что из-за них он чуть не стал прелюбодеем.

4. Так как он приносил богам щедрые жертвы им не жалел ладана, то бывший при нём дядька Леонид сказал: "Когда будешь владеть землями, приносящими ладан, тогда и будь так расточителен в жертвах!". Когда же Александр и впрямь завоевал эти земли, он послал Леониду такое письмо: "Шлю тебе целый талант ладана и корицы, чтобы т… Продолжение »

Яндекс цитирования Котельников на сервере Проза.ру библиотеки Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов servisseo.ru быстрая индексация, подъём ТИЦ эффективное продвижение сайтов jobworkservice.com http://www.allrunet.ru/from.php?546592 jobsservis.com douo.ru
Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz