…ого Арриана на несколько поколений. Может это и так, но тогда возникает вопрос, почему некоторые ученые ради красного словца позволяют себе присваивать избранным персонажам достижения их предшественников. В надежде, что никто не заглянет в первоисточники?

А может быть, у Геродота описан тот самый Александр? В книгах Геродота и Арриана ведь нет четкой однозначной датировки. Да и имена царя Дария, побежденного Арриановым Александром и одного из царей, описанных у Геродота, тождественны. В этом случае получается еще более интересная картина. У Геродота Александр Македонец упоминается всего в нескольких малозначимых эпизодах. Но, нельзя сказать, что он у Геродота персонаж малозначимый – Геродот пишет, что этому Александру Македонянину воздвигли золотую (!!!) статую при жизни. Я не помню больше Геродотовых персонажей, которым воздвигли золотую статую, тем более при жизни. А самое интересное, то, что Геродотов Александр является подданным персидского царя, и участвует в походе на Грецию. И если эти описания соответствуют одному и тому же человеку, то некоторые нестыковки между нашими современными представлениями о жизни Александра Македонского и свидетельствами древних авторов, отмеченные выше, получат логическое объяснение. Выяснится, что Александр Великий действительно был вассалом некоего Великого Царя, что он действительно шел с востока на запад, а не наоборот, что он действительно мог мерзнуть под снегом со своим войском, и утопить подо льдом чужое (Геродот ведь описывает и персидские походы на скифов, и судя по Геродоту, персы дошли на север достаточно далеко). В этом случае, становится понятной и любовь персидских, таджикских, арабских и вообще восточных авторов и Корана к человеку по имени Искандер Зулькарнайн.

АНТИЧНЫЙ АРРИАН СПОРИТ СО СРЕДНЕВЕКОВЫМИ АВТОРАМИ?

Из литературы об Александре Македонском сегодня мы знаем три – четыре античных книги, а также несколько средневековых. Античные написаны в достаточно реалистичной манере, без чудес, волшебства и т.п., а вот среди средневековых встречаются произведения с явно фантастическими элементами. Средневековые писатели включают в повести об Александре описания явно выдуманных животных, событий, персонажей. Описывают, например, собакоголовых, безголовых, одноногих жителей отдаленных стран, путешествие Александра в рай, полет Александра на лебедях. Не об этих ли средневековых авторах пишет античный Арриан: «…В этой работе своей я ничего не пишу ни о законах, по которым они живут, ни о диковинных животных, которые обитают в этой стране, ни о рыбах и чудовищах, которые водятся в Инде, Гидаспе, Ганге и других индийских реках; не пишу ни о муравьях, добывающих для индов золото, ни о грифах, которые его стерегут. Все это россказни, созданные скорее для развлечения, чем с целью правдивого описания действительности, так же как и прочие нелепые басни об индах, которых никто не станет ни исследовать, ни опровергать. (4) Александр и те, кто воевал вместе с ним, опровергли многие, - кроме тех, что выдумали сами …».

ГДЕ ПОГИБ АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ

Традиционно считается, что Александр Македонский погиб в Вавилоне. А вот о том, где находился этот самый Вавилон, оказывается, есть разные мнения. «Великая польская хроника», например, относит это событие в Польшу, в город Краков: «…Они (лехиты, т.е. ляхи, т.е. поляки)…избрали среди своих братьев-лехитов начальником войска или, вернее, предводителем, (ведь по польскому толкованию предводитель войска называется «воевода») некоего деятельного мужа по имени Крак, чья усадьба была в то время возле реки Вислы. Этот Крак , что на латинском языке означает «Ворон», был как победитель провозглашен королем. Он построил крепость, названную [потом] по его имени «Краков», которая прежде имела название «Вавель». «Вавель» - эта как бы какая-то припухлость , которую, как говорят, обычно имеют люди, проживающие в горах, и она у них образуется в горле из-за питья воды.
Также и гора, где теперь расположена краковская крепость, называлась «Вавель», а неподалеку, с другой стороны Вислы, имеется небольшая гора, носящая уменьшительное название «Вавельница»…. У этой небольшой горы был построен большой и могущественный город, который, как уверяют, Александр Великий сравнял с землей ...».

Чуть позже Великая польская хроника еще раз упоминает об Александре как о человеке, побежденном на территории Польши: «…После кончины королевы Ванды в течении многих лет вплоть до времен короля Александра лехиты были лишены короля, но избирали только воеводу и двенадцать правителей. В его время, как говорят, некий искуснейший в златотканном деле мастер, который могуществу Александра противостоял скорее мастерством и трудолюбием, нежели храбростью, принудил уйти последнего из земель лехитов бесславно и не без конфуза. Из-за этого лехиты избрали его королем, дав ему имя Лешек. Ведь говорят, что Лешек означает «хитрец», так как победил он непобедимейшего короля Александра хитростью и подвохами …».

Сегодня считается, что Александр бродил где – то южнее Черного, Каспийского и Азовского морей, дошел до Индии и повернул обратно (рис. 1). «Великая польская хроника» же считает, что Александр был бит на территории Польши.

ДЕЛА АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО ЗАВИСЯТ ОТ ИСТОРИКА КАЛЛИСФЕНА?

Древнейшие сведения об Александре мы черпаем из Арриана, написавшего свой «поход Александра» через века после описываемых событий. Тем не менее, по видимому уже при жизни Александра существовали несколько разных версий его истории: «… никоим образом не считаю справедливыми его (Каллисфена) слова (если они действительно были написаны), что Александр и Александровы дела зависят от него, Каллисфена, и от его истории и что он прибыл к Александру не за славой для себя, а чтобы прославить его, что Александр станет сопричастником богов не по лживым рассказам Олимпиады относительно его рождения, а по той истории Александра, которую Каллисфен напишет для мира …».

Арриан, например не скрывает, что сведения об Александре выбраны им произвольно, сообразуясь с его собственными представлениями об эпохе: «Я передаю, как вполне достоверные, те сведения об Александре, сыне Филиппа, которые одинаково сообщают и Птолемей, сын Лага, и Аристобул, сын Аристобула. В тех случаях, когда они между собой не согласны, я выбирал то, что мне казалось более достоверным и заслуживающим упоминания. Другие рассказывали о нем иначе; нет вообще человека, о котором писали бы больше и противоречивее Птолемей и Аристобул кажутся мне более достоверными: Аристобул сопровождал Александра в его походах, Птолемей тоже сопровождал его, а кроме того, он сам был царем, и ему лгать стыднее, чем кому другому. А так как оба они писали уже по смерти Александра, то ничто не заставляло их искажать события и никакой награды им за то не было бы …».

КТО НАПИСАЛ КНИГУ АРРИАНА «ПОХОД АЛЕКСАНДРА»

Что-то неладное с авторством книг об Александре в Европейской традиции. Древние и средневековые сведения об Александре, оказывается все либо анонимные, либо подписаны непонятно кем. Автор самого древнего сочинения об Александре, Квинт Эппий Флавий Арриан, о котором сегодня мы знаем , и где и когда родился, и чему и у кого учился, кем и когда поощрялся и за что, очень много, в общем, знаем, оказывается, пытается сохранить инкогнито: «…Кто я таков, это я знаю сам и не нуждаюсь в том, чтобы сообщать свое имя (оно и так не безызвестно людям), называть свое отечество и свой род и говорить о том, какой должностью был я облечен у себя на родине …». С чего бы, казалось, ему скрывать свое имя? И вообще, правильно ли книга «Поход Александра» приписывается именно Арриану?

ВЫВОДЫ:

1. В наиболее древних источниках об Александре Македонском приводятся факты, которые противоречат современным представлениям о его эпохе.
2. Уровень технологического развития эпохи Александра Македонского, согласно древним источникам соответствует скорее средневековому, чем античному.
3. Поход Александра Македонского, согласно древним авторам, происходил много севернее, чем принято считать сегодня, причем шел он с востока на запад, а не наоборот.
4. Представляется вероятным, что Александр Македонский является вассалом более могущественного царя, возможно, вассалом Рима, причем местонахождение этого Рима неизвестно.
5. Возможно, Александр Македонский – участник персидских походов в Грецию, описанных Геродотом.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Арриан. Поход Александра. Москва. Миф. 1993.
2. Великая хроника о Польше, Руси и их соседях. Москва. 1987.
3. Геродот. «История». Москва. РАН. Издательство «Ладомир». 1993 г.
4. Книга глаголемая Александрия. Жизнеописание Александра Македонского. Москва, Айрис-Пресс, 2005
5. Повесть о рождении и победах Александра Великого. СПб, Азбука-классика, 2004.


Взято отсюда: http://ru.geschichte-chronologie.de/

Сделать бесплатный сайт с uCoz